Религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата.
М. имело следующие характерные черты: 1) радикальный дуализм, предполагавший существование двух противоположных по своей природе начал - света и тьмы, причем последняя отождествлялась с материей (как отмечают исследователи, дуализм М. является первичным, т. к. Мани, основатель М., исходил из равноправного и совечного существования этих начал, и представляет собой сочетание этического и онтологического дуализма; см.: Хосроев. 2007. С. 124-125); 2) христ. самоидентификация Мани, рассматривавшего себя в качестве «апостола Иисуса Христа» (Aug. Contr. ep. Manich. 5); при этом Мани отождествлял себя с Параклитом (παράκλητος), «Духом истины» (Ин 14. 17; 15. 26; 16. 13) и полагал, что его задачей является воссоздание в рамках христианства «истинной церкви» (Kephalaia (I). 1. 14-16).
Большинство исследователей полагают, что термин «манихей» (Μανιχαῖος, Manichaeus) происходит от сир. фразы «Мани живой» (M ) (см.: Смагина. 2011. С. 10). Хотя в ряде совр. работ данное объяснение было подвергнуто сомнению на том основании, что греч. буква χ обычно рассматривалась в качестве эквивалента сир. (Tubach, Zakeri. 2001; подробнее см.: Хосроев. 2007. С. 88-89), во мн. случаях χ использовалась и для передачи сир. (Schall A. Studien über Griechische Fremdwörter im Syrischen. Darmstadt, 1960. S. 42).
Хотя христ. авторы, в т. ч. уже прп. Ефрем Сирин (Ephraem Syr. Contr. haer. 56. 1-2), свидетельствовали о том, что Мани дал имя приверженцам созданной им религ. системы, понятие «манихей» практически не использовалось в качестве самоназвания. Одним из немногих исключений является письмо, адресованное блж. Августину, еп. Гиппонскому, сторонником М. (ок. 404-406); в нем последний указывает на то, что епископ Гиппонский в действительности никогда не был манихеем (nunquam fuisse Manichaeum - Secundinus Manichaeus. Ep. ad Augustinum // PL. 8. Col. 574). Христ. самоидентификация характерна и для последователей Мани, к-рые именовали себя христианами (christiani - Aug. Contr. Faust. 26. 2), а свою «церковь» - невестой Христовой (ecclesia nostra sponsa Christi - Ibid. 15. 1). Правосл. христиан они обозначали терминами «полухристиане» (semichristiani - Ibid. 1. 2) и «полуиудеи» (semiiudaei - Ibid. 33. 3); использовалось также нейтральное «кафолики» (catholici - Ibid. 16. 7).
В сочинениях авторов, живших на территории Римской империи (как языческих, так и христианских), слово «манихей» приобрело исключительно негативные коннотации, поскольку М. сформировалось на территории Персии, являвшейся главным врагом Римской империи (Coyle. 2009. P. 4-10; Baker-Brian. 2011. P. 2-7). Даже Афраат, живший в Персии, в своих тахвитах ( образец, демонстрация - название каждого из 23 сохранившихся сочинений Афраата) сопровождает указание на персид. происхождение учения Мани негативными оценками (Aphr. Demonstr. 3. 9. 116). Мн. христ. авторы возводили имя Мани (Μανής) и термин Μανιχαῖος к греч. словам μανείς (безумный) и μανία (безумие) (Cyr. Hieros. Catech. 6. 24; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 1; Aug. Contr. Faust. 19. 22; Idem. De haer. 46. 1). В сир. традиции был предложен особый вариант этимологии: имя Мани происходит от слова к-рое обозначает сосуд и одежду. Мани был для них «сосудом, полным сокрытой желчи» (Ephraem Syr. De Crucifix. 5. 11) и «одеждой, изнашивающей тех, кто облачается в нее» (Idem. Contr. haer. 2. 1). Свт. Епифаний Кипрский, писавший на греческом языке, был осведомлен об этом объяснении имени Мани и указывал, что «на вавилонском языке» (κατὰ τὴν τῶν Βαβυλωνίων γλώτταν) оно означает «сосуд» (σκεῦος; см.: Epiph. Adv. haer. 66. 1). По-видимому, прп. Ефрем Сирин был знаком и с греческим вариантом этимологии - в его творениях Мани именуется «безумным человеком» (Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan / Ed. C. W. Mitchel. L.; Oxf., 1912. Vol. 1. P. 9).
Источники, привлекаемые для реконструкции манихейского учения, делятся на 2 типа: 1) прямые свидетельства, принадлежащие самим манихеям; 2) внешние свидетельства о М. (прежде всего, христ. полемические трактаты, а также сочинения мусульм. авторов).
Вплоть до XX в. главным источником сведений о М. были антиманихейские полемические сочинения. Ситуация кардинально изменилась благодаря находкам множества фрагментов подлинных манихейских текстов. Так, в ходе экспедиции Берлинского этнографического музея в Турфанском оазисе (1902-1914) были открыты фрагменты на иран. языках (среднеперсид., парфянском и согдийском); рукописи датируются VIII-X вв. Наиболее важными среди этих произведений являются фрагменты из соч. «Шапуракан», адресованного шаху Шапуру I (241-270) и имевшего своей целью изложение профетологии и эсхатологии М., «Книга исполинов» («Книга гигантов»), содержащая манихейский вариант истории об ангелах, к-рые сошли на землю для брака с дочерьми человеческими, и о рождении от них исполинов (ср.: Быт 6. 1-4). Важны также фрагменты из «Евангелия» и «Посланий» Мани, к-рые сохранили важную информацию не только о вероучении М., но и о дисциплине, принятой в манихейских общинах (Хосроев. 2007. С. 65-67).
Среди источников на греч. языке особый интерес представляет Кёльнский манихейский кодекс, который был приобретен в 1968 г. Кёльнским ун-том (Codex Manichaicus Coloniensis; изд. и англ. пер.: The Cologne Mani Codex: Concerning the Origin of His Body / Transl. R. Cameron, A. J. Dewey. Missoula, 1979; наиболее авторитетное изд.: Der Kölner Mani-Kodex: Über das Werden seines Leibes / Hrsg. L. Koenen, C. Römer. Opladen, 1988). Большая часть совр. исследователей датируют пергаменный кодекс, содержащий соч. «О рождении его тела» (по всей видимости, тела Мани, т. е. его «церкви», см: Tardieu. 2008. P. 50), кон. IV-V в. (см.: Хосроев. 2007. С. 51-52), хотя нек-рые ученые считают, что кодекс был создан не ранее 2-й пол. VII в. (Fonkic, Poljakov. 1990). Помимо кратких сведений о манихейской доктрине в сочинении приведены ценные материалы по биографии Мани.
Важный материал для реконструкции манихейского богослужения представляют тексты молитв на греч. языке из оазиса Дахла (Египет), в т. ч. текст ежедневной молитвы, читавшейся манихеями (найден в 1992 г.; изд.: Jenkins R. G. The Prayer of the Emanations in Greek from Kellis (T. Kellis 22) // Le Muséon. 1995. Vol. 108. P. 243-263). Многочисленные частные письма из сел. Келлис (Исмант-эль-Хараб) в Дахле содержат важные сведения о повседневной жизни манихейских общин в Египте (изд.: Greek Papyri from Kellis (P. Kell. G.) / Ed. K. A. Worp. Oxf., 1995). Обширное собрание манихейской лит-ры на копт. языке сохранилось в Мадинат-Мади (Эль-Файюм, Египет). Так, в Мадинат-Мади было обнаружено соч. «Кефалайя» (Главы), которое представляет собой подробное изложение манихейской доктрины, составленное в виде записи ответов Мани на вопросы его учеников. 1-й раздел сочинения озаглавлен собственно «Кефалайя (Главы) учителя» (Kephalaia (I); изд.: Kephalaia. 1. Hälfte / Bearb. H. J. Polotsky, A. Böhlig. Stuttg., 1940. (Manichäische Handschriften der Staatlichen Museen Berlin; 1); Kephalaia. 2. Hälfte / Hrsg. A. Bohlig. Stuttg., 1940; англ. пер.: The Kephalaia of the Teacher / Transl. I. Gardner. N. Y., etc., 1995. (NHMS; 37); рус. пер.: Кефалайя («Главы»): Коптский манихейский трактат / Пер.: Е. Б. Смагина. М., 1998. (Памятники письменности Востока; 140)); части рукописи хранятся в Берлине (Berolin. Preuss. 15996) и Вене (Vindob. K. 1010). 2-й раздел, содержащийся в рукописи Dublin. Chester Beatty. Cod. C, имеет название «Главы мудрости господа моего Мани» (Kephalaia (II); факсимильное воспроизведение рукописи: Giversen S. The Manichaean Coptic Papyri in the Chester Beatty Library. Gen., 1986. Vol. 1: The Kephalaia of the Wisdom of My Lord).
Значительное число манихейских рукописей на кит. языке было обнаружено в оазисе Дуньхуан (провинция Ганьсу, Китай) М. А. Стейном и П. Пелльо (1907-1908); особенно важны 2 сочинения: «Трактат», содержащий вопрос ученика Мани Адды к своему учителю, а также подробный ответ основателя М. с изложением главного содержания его доктрины (изд.: Chavannes E., Pelliot P. Un traité manicheen retrouvé en Chine // J. Asiatique. Ser. 10. P., 1911. T. 18. P. 499-617), и «Краткое содержание учений и правил религии Мани, Будды Света», по всей вероятности переведенное с парфянского языка (изд.: Mani, le Bouddha de Lumière: Cathéchisme manicheen chinois / Éd., trad. N. Tajadod. P., 1990. (Sources gnostiques et manichéennes; 3).
В качестве дидактического средства, призванного облегчить усвоение развитой мифологической системы, манихеи активно использовали живопись. У истоков этого жанра стоит «Образ» («Ардханг») - собрание созданных по указанию самого Мани изображений. Это собрание не сохранилось, однако на основе как аутентичной манихейской лит-ры, так и сообщений христ. и мусульм. авторов можно утверждать, что основными в «Образе» были космогонические и эсхатологические сюжеты. Сохранились фрагменты комментариев к «Образу», составленных на парфянском языке (изд.: Henning W. B. The Book of the Giants // BSOAS. 1943. Vol. 11. N 1. P. 71-72). Кроме того, иллюстрированные манихейские рукописи (гл. обр. кит. и уйгурские манускрипты VIII-XIV вв.) содержат богатый материал по учению М. (см.: Gulácsi. 2015).
Самым ранним антиманихейским сочинением является трактат «Против учения Мани» (изд.: Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio / Ed. A. Brinkmann. Stuttg., 1895), к-рый, по всей видимости, был составлен в Египте ок. 300 г. Его автор - философ-неоплатоник Александр Ликопольский, о жизни к-рого не сохранилось никаких сведений. В рукописи IX в. (Laurent. 23), к-рая лежит в основе издания, автор назван обращенным из язычников (ἐπιτρέψαντος ἐξ ἐθνῶν), а свт. Фотий I, патриарх К-польский, именовал его епископом Ликопольским (Phot. Contr. Manich. 1. 11). Эта т. зр., поддержанная ранними исследователями, в наст. время окончательно отвергнута (см.: Хосроев. 2007. С. 32-33). В сочинении Александра Ликопольского кратко рассматривается доктрина М., к-рая сопоставляется с др. религ. системами. Александр Ликопольский выдвигает против манихеев традиц. обвинения в персид. происхождении их веры (Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio. 2), в отсутствии у М. серьезных философских оснований (Ibid. 5), а также в его новизне (καινοτομία - Ibid. 4).
Важным источником являются «Деяния Архелая» (Hegemon. Arch.- см.: Frontiers of Faith. 2007), приписываемые Игемонию. Труд был составлен между 325, т. к. автор, будучи знаком с Никейским Символом веры, использует слово «единосущный» (Hegemon. Arch. 36. 8), 350/51 г., когда его цитирует свт. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» (Cyr. Hieros. Catech. 6. 20-35). «Деяния Архелая» дошли до наст. времени в сокращенном лат. переводе с греческого; в копт. текстах встречаются цитаты из данного сочинения; значительное число отрывков из оригинального текста сохранилось в составе «Панариона» свт. Епифания Кипрского, к-рый излагает манихейское учение и биографию Мани именно на основе этого источника (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 6-7, 23-31). «Деяния Архелая» представляют собой запись диспута между свт. Архелаем, еп. Кархара (Касхары), с Мани, якобы имевшего место в 277 г. В лит-ре Кархар отождествляется либо с персид. г. Кашкар в пров. Бет-Арамайе (близ совр. Эль-Кут, Ирак), либо с рим. г. Карры (ныне Харран, Турция) (Lieu. 1999. P. 140-146; Смагина. 2011. С. 12-16). Сюжет, связанный с диспутом, представляет собой лит. фикцию. Полемика автора «Деяний Архелая» была направлена против основных положений М.: учения о вечном сосуществовании двух начал, противоположности ВЗ и НЗ, а также представления о Мани как апостоле Христа. Кроме того, в состав сочинения входит недостоверное жизнеописание Мани, в т. ч. повествование о его казни. «Деяния Архелая» были одним из основных источников информации о М. для мн. христ. авторов. Так, Филастрий, еп. Бриксии (ныне Брешиа, Италия), в своем антиманихейском трактате, составленном между 380 и 391 гг. (изд.: PL. 12. Col. 1175-1176), опирался преимущественно на «Деяния...». Материал, восходящий к ним, использовал и Феодорит, еп. Кирский, в «Краткой истории еретических вымыслов» (CPG, N 6223; ок. 450; изд.: PG. 83. Col. 336-556); по всей видимости, материал был заимствован из «Панариона» свт. Епифания Кипрского.
В IV в. был составлен ряд пространных полемических трактатов с названием «Против манихеев» (Κατὰ Μανιχαίων). Так, критика дуализма манихеев и их отношения к Свящ. Писанию содержится в сочинении Серапиона, еп. Тмуитского (CPG, N 2485; изд.: Serapion of Thmuis. Against the Manichees / Ed. R. P. Casey. Camb., 1931. (HarvTS; 15)). Аргументы, приводимые Серапионом, свидетельствуют о широкой образованности автора, однако его сведения о манихеях основаны на вторичных источниках (вероятно, на некоем христ. сочинении). Трактат Тита Бострийского в 4 кн., составленный ок. 362-364 гг., сохранился в сир. переводе, от греч. оригинала дошли лишь первые 2 кн. и часть 3-й (CPG, N 3575; изд.: Titus Bostrensis. Contra Manichaeos libri IV, Graece et Syriace / Ed. P.-H. Poitier e. a. Turnhout, 2013. (CCSG; 82)). В первых 2 книгах автор ведет полемику с М. на философско-диалектическом уровне, показывая иррациональный, «варварский» характер манихейской доктрины. В книгах 3 и 4 Тит Бострийский полемизирует с учением о двух началах, а также с манихейской интерпретацией ВЗ, якобы противоречившего НЗ. Текст содержит ок. 150 цитат из манихейских произведений, которые были доступны Титу Бострийскому в греч. переводе. Трактат был переведен на сир. язык вскоре после написания, что было связано с широким распространением М. в Сирии, к-рая стала базой для распространения М. на запад (см.: Кессель. 2015). Так, в Эдессе существовала манихейская община, созданная еще при жизни Мани. Опасность прозелитизма со стороны манихеев являлась стимулом для полемики с ними христ. авторов, одним из которых был прп. Ефрем Сирин. Последний выступал и против др. еретических течений, распространенных на территории Сирии и Месопотамии, в т. ч. против доктрин Маркиона и Бардесана, к-рых прп. Ефрем считал предшественниками Мани (изд.: Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan. L., 1912. Vol. 1; 1921. Vol. 2). Антиманихейские произведения прп. Ефрема датируются временем после его переезда в Эдессу (363). Поскольку Мани составлял свои произведения на сир. языке, у исследователей есть уникальная возможность обнаружить у прп. Ефрема Сирина прямые цитаты (традиционно вводимые частицей ) из этих произведений и реконструировать оригинальную терминологическую систему М. Вопросы, затрагиваемые в антиманихейских фрагментах прп. Ефрема, можно разделить на неск. тематических блоков: 1) космогонические и космологические темы; 2) антропология; 3) история; 4) эсхатология и 5) богослужение М. (подробнее см.: Reeves. 1997; Bierbaums. 2004; Sala. 2004).
Широкое распространение М. в Египте послужило причиной написания Дидимом Слепцом антиманихейского трактата (CPG, N 2545), в к-ром он критиковал доктрину о двух началах, а также отстаивал учение о свободе воли (Did. Alex. Contr. Manich. 3); при составлении трактата он опирался на произведения Серапиона Тмуитского и Тита Бострийского. Антиманихейская полемика содержится и в др. сочинениях Дидима, в т. ч. во фрагментах его толкований на Деяния св. апостолов, где он подвергает критике «вводящих [две] природы» (οἱ τὰς φύσεις εἰσάγοντες - Idem. Fragmenta in Actus Apostolorum. 10. 10 // PG. 39. Col. 1676 B), т. е. тех, кто учат о добре и зле как о двух совечных началах.
Одно из самых ранних христ. антиманихейских сочинений, составленных на лат. языке, «К Иустину-манихею» (Ad Justinum manichaeum; CPL, N 83; изд.: PL. 8. Col. 999-1010), приписываемое Викторину Марию, по стилю и содержанию значительно отличается от др. его произведений. По всей видимости, трактат принадлежит мч. Викторину Петавскому (Фокин А. Р. Христ. платонизм Мария Викторина. М., 2007. С. 69).
Свидетельства блж. Августина, к-рый в течение 10 лет (373-382/3) являлся манихеем, рассматриваются в качестве основного и заслуживающего доверия источника о М. Французский протестант. исследователь И. де Бособр предположил, что свидетельства Августина не могут приниматься безоговорочно, поскольку в свой манихейский период он не имел прямого доступа к трудам Мани (Beausobre. 1734. Vol. 1. P. 227-231, 436-437). Эта т. зр. исследователя не получила широкой поддержки в трудах ученых XVIII-XIX вв., настаивавших на достоверности сообщаемых блж. Августином сведений (см., напр.: Baur. 1831). По мере открытия аутентичных манихейских сочинений становилось очевидным соответствие информации, содержащейся в них, сообщениям епископа Гиппонского (см.: Alfaric. 1918. P. 215-225; Menasce. 1956; Oort. 1991).
Однако Дж. К. Койл высказал мнение, согласно которому следует отличать знания, полученные блж. Августином в манихейский период его жизни и отраженные в ранних трактатах, прежде всего в сочинениях «О нравах Вселенской Церкви» (De moribus Ecclesiae catholicae) и «О нравах манихеев» (De moribus manichaeorum) (388; CPL, N 621), от сведений о М., полученных им в ходе полемики с манихеями, в т. ч. с Фавстом Милевским и Фортунатом (Coyle. 2009. P. 251-263). Аргументы исследователя можно суммировать следующим образом: 1) сам Августин указывал на недостаток у него информации об «избранных» (electi), поскольку был лишь «слушателем» (auditor), или катехуменом, т. е. не являлся полноправным членом манихейской общины (Aug. Contr. Fortunat. 3); 2) в кн. «О нравах Вселенской Церкви» встречаются не вполне точные сведения о доктрине манихеев: так, блж. Августин указывает, что они верили в «двух богов» (Idem. De morib. Eccl. I 10. 16) и поклонялись солнцу и луне (Ibid. 20. 37); 3) хотя блж. Августин неоднократно упоминает о своем знакомстве с манихейской лит-рой (Idem. Confess. 3. 6; 5. 6-7), ничего не известно о конкретных трудах Мани или его последователей, к-рые были доступны Августину в его манихейский период. Тем не менее Койл признает, что трактаты «О нравах Вселенской Церкви» и «О нравах манихеев» в целом содержат достоверные сведения о манихеях, в т. ч. об отрицании ими ВЗ и нек-рых книг НЗ (Idem. De morib. Eccl. I 9. 14; 10. 16), о наличии 3 заповедей (печатей), к-рым следовали «избранные»,- «печатей уст, рук и сердца» (Ibid. II 10. 19), а также об обязанностях «слушателей» (Ibid. 17. 57; 18. 65). Несомненно, уже в манихейский период блж. Августин получил представление о доктрине манихеев, касавшейся происхождения и природы зла (Ibid. 2. 2), а также о космогонии М. (Ibid. 9. 14; 15. 36; 17. 60; 19. 73).
В соч. «De Genesi contra Manichaeos» (О кн. Бытие против манихеев, в 2 кн., 388-389; CPL, N 265) блж. Августин защищает повествование о сотворении мира, в котором манихеи пытались найти многочисленные противоречия. В трактатах «De libero arbitrio» (О свободном решении, 388 и 399; CPL, N 260) и «Contra Secundinum manichaeum» (Против Секундина манихея, 399; CPL, N 325) утверждается благая природа всего сотворенного, а также указывается, что все зло является не-сущим; во 2-м сочинении Августин также отвергает предложение Секундина вернуться в М. В труде «De duabus animabus contra manichaeos» (О двух душах против манихеев, 392; CPL, N 317) опровергается манихейское учение о том, что каждый человек наделен двумя душами, одна из к-рых сотворена Богом, а другая произошла из темного начала. В соч. «Disputatio contra Fortunatum» (Рассуждение против Фортуната, 392; CPL, N 317), составленном на основе диспута с манихейским священником, блж. Августин доказывает, что зло есть результат свободной воли человека, а не начало, совечное Богу. Подобные рассуждения содержатся также в труде «De natura boni contra manichaeos» (О природе блага против манихеев, 405; CPL, N 323).
Трактат блж. Августина «Contra Adimantum Manichaei discipulum» (Против Адиманта, ученика Мани, 394; CPL, N 319) представляет собой критику соч. «Disputationes» Адды (Адиманта), в котором последний поставил под сомнение преемственность между ВЗ и НЗ. Известно, что Адда был ближайшим учеником Мани и занимался миссионерской деятельностью в Римской империи (конечным пунктом его путешествия, начавшегося в Месопотамии, была Александрия). В своем трактате блж. Августин стремился показать согласие Откровения, к-рое легло в основу ВЗ, с его исполнением в НЗ. Многочисленные цитаты из некоего произведения Мани (среди исследователей нет единого мнения о том, с каким из сочинений основателя М. его следует отождествить, см.: Хосроев. 2007. С. 44) содержатся в трактате блж. Августина «Против основного послания манихеев» (Contra epistulam fundamenti Manichaeorum, 397; CPL, N 320). Отрывки из «Основного послания» приводятся блж. Августином также в сочинениях «О природе блага» и «Против Феликса манихея» (Contra Felicem manichaeum, 398; CPL, N 322), состоявшего из 2 книг; последнее представляет собой запись диспута, в результате которого Феликс, принадлежавший в числу «избранных» (electi), потерпел поражение и обратился в христианство, предав Мани анафеме. Самое большое антиманихейское сочинение блж. Августина «Contra Faustum manichaeum» (Против Фавста манихея, в 33 кн., 398-404; CPL, N 321) построено как опровержение соч. «Capitula», написанного Фавстом Милевским. В «Исповеди» блж. Августин упоминает о своем знакомстве с ним (Aug. Confess. 5. 6-7), однако соч. «Против Фавста манихея», к-рое построено как изложение спора между христианином и манихеем, было написано уже после смерти Фавста на основе его труда.
Краткая характеристика М. дана также в сочинении блж. Августина «De haeresibus» (О ересях, 428-429; CPL, N 314), на к-рое опирался в своих антиманихейских проповедях папа свт. Лев I Великий. Из трактата «О ересях» свт. Лев заимствовал описание таких черт М., как отрицание ВЗ, в т. ч. закона Моисеева и псалмов, внесение изменений в НЗ и введение апокрифических Евангелий (Leo Magn. Serm. 9. 4), дуализм, докетизм, а также представление о том, что Св. Дух явил Свое откровение через Мани (Ibid. 24. 4; 34. 4; 76. 6). По всей видимости, в изложении манихейской доктрины и практики свт. Лев Великий не выходил за рамки информации, содержащейся в антиманихейских полемических трактатах (Wessel. 2008. P. 121-127).
Полемика с М. оставалась актуальной и в VI в. Сведения о нем содержатся в гомилии «Против страшного нечестия манихеев», к-рая была произнесена 11 апр. 518 г. основоположником умеренного монофизитства патриархом Севиром Антиохийским и является одной из его «Кафедральных проповедей» (Λόγοι ἐπιθρόνιοι; Homiliae cathedrales; CPG, N 735); текст гомилии сохранился в сир. переводе (изд.: Les Homeliae cathedrales de Sévère d'Antioche / Éd., trad. M. Brière. P., 1960. P. 124-189. (PO; T. 29. Fasc. 1)). Севир цитировал сочинения Мани в греч. переводах, переводчики гомилии выполнили обратный перевод этих цитат на сир. язык. Вероятно, при подготовке проповеди, основной темой к-рой является космогония манихеев, Севир Антиохийский опирался на тот же источник, что и Феодорит Кирский. Противнику Севира халкидониту Иоанну Грамматику (см. Иоанн Кесарийский) принадлежат неск. антиманихейских сочинений, к-рые, по всей видимости, были составлены в 20-х гг. VI в., когда М. активно преследовалось как в Византии, так и в Персии. Иоанн Грамматик является несомненным автором 2 гомилий «Против манихеев» (Πρòς μανιχαίος; CPG, N 6859-6860; изд.: Ioan. Caes. Adversus manichaeos // Idem. Opera quae supersunt / Ed. M. Richard, M. Aubineau. Turnhout, 1977. P. 85-105. (CCSG; 1)) и соч. «Силлогизмы святых отцов» (Συλλογισμὸς ἁγίων πατέρων, Syllogismi sanctorum patrum; CPG, N 6861; изд.: Ibid. P. 131-133). Мн. совр. исследователи считают его также автором соч. «Диалог Иоанна Православного с манихеем» (Διάλεξις ᾿Ιωάννου ᾿Ορθοδόξου πρὸς μανιχαίον, Disputatio cum manichaeo; CPG, N 6862; изд.: Ibid. P. 109-128), содержащего изложение манихейской космологии и антропологии. Ранее это произведение приписывалось прп. Иоанну Дамаскину, поскольку у последнего имеется соч. «Против манихеев», написанное в форме диалога между христианином и сторонником М. (Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν ᾿Ιωάννου μοναχοῦ πρεσβυτέρου τοῦ Δαμασκηνοῦ κατὰ Μανιχαίων, Сontra Manichaeos; CPG, N 8048; изд.: Die Schriften des Johannes von Damaskos / Hrsg. B. Kotter. B.; N. Y., 1981. Bd. 4. S. 351-398. (PTS; 22)).
После издания имп. св. Юстинианом I эдикта против еретиков (529) один из важнейших сторонников Севира, Захария Ритор, еп. Митилинский, составил антиманихейский трактат (Adversus Manichaeos; CPL, N 6998; изд.: Pitra. Analecta Sacra. 1888. T. 5. P. 67-70), от к-рого сохранился небольшой фрагмент. Захарии также принадлежит соч. «7 глав против манихеев» (Zach. Rhet. Capita VII contra Manichaeos; CPG, N 6997; изд.: Ioan. Caes. Opera quae supersunt. Turnhout, 1977. P. XXXIII-XXXIX; оно представляет собой перечень анафематизмов, которые должны были публично прочитать и подписать лица, отрекающиеся от М. и вступающие в Церковь. Это произведение достаточно подробно передает содержание манихейской мифологии и является одним из наиболее надежных источников, что подтверждается данными оригинальной манихейской литературы (Хосроев. 2007. С. 38-39).
В VII в. на территории Византии стало распространяться павликианство (см. ст. Павликиане), связывавшееся визант. полемистами с М., свидетельством чего служит название трактата Петра Сицилийского «История манихеев, которые также именуются павликианами» (между 870 и 874 гг.; изд.: Petrus Siculus. Historia Manichaeorum qui et Pauliciani dicitur / Ed. C. Astruc e. a. // TM. 1970. Vol. 4. P. 3-67). По поручению имп. Василия I Македонянина (867-886) Петр Сицилийский отправился в столицу павликиан Тефрику и узнал об их желании организовать миссию в Болгарии. Составляя трактат, он опирался не только на сведения, полученные в ходе личных встреч со сторонниками ереси, и на информацию, содержащуюся в их сочинениях, но и на свидетельства о М. в «Огласительных поучениях» свт. Кирилла Иерусалимского и в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (см.: Бартикян. 1961). Свт. Фотий, патриарх К-польский, в своей «Библиотеке» ссылается на несохранившееся соч. «Против манихеев» Гераклиана, еп. Халкидона (Phot. Bibl. T. 2. P. 9-10).
Весьма значительный материал по истории М. представлен в произведениях араб. авторов IX-XII вв., причем их сведения подтверждаются данными оригинальных манихейских текстов (Хосроев. 2007. С. 48-49). Так, аль-Якуби (ум. нач. X в.), имевший доступ к араб. переводам первоисточников, в своей «Истории» сообщает важную информацию не только о мифологии М., но и о каноне манихейских сочинений (Ibn Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub. Historia / Ed. M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. P. 180-181). В труде аль-Масуди (ум. ок. 957) «Золотые копи» содержатся важные сведения по истории распространения М. в мусульм. мире (изд.: Maçoudi. Les Prairies d'or / Éd., trad. C. B. de Meynard, P. de Courteille. P., 1877. Vol. 9). Араб. энциклопедист ан-Надим (ум. 995/8) в трактате «Китаб аль-Фихрист» излагает биографию Мани и подробно описывает манихейскую доктрину (Ibn al-Nadim. Kita b al-Fihrist / Ed. R. Tajaddud. Tehra n, 1971. P. 391-402). Аль-Бируни (ум. сер. XI в.) в своей «Хронологии» упоминает точную дату рождения Мани (Chronologie orientalischer Volker von A / Hrsg. E. Sachau. Lpz., 1878. S. 118, 207), к-рая была заимствована из трактата последнего «Шапуракан».
Как в аутентичной манихейской лит-ре, так и в сочинениях противников М. упоминается канон «священного писания», авторство к-рого приписывается Мани. Основатель М., говоря о превосходстве своей религии над христианством, зороастризмом и буддизмом, подчеркивал, что сам составлял «святые книги», дабы они не подверглись искажению после его смерти (Kephalaia (I). 7. 18-8. 20). Одно из наиболее ранних свидетельств об этом каноне содержится в «Деяниях Архелая», где перечислены 4 сочинения: «Книга таинств», «Книга глав» («Кефалайя»), «(Великое) Евангелие» и «Книга сокровищ (Сокровище жизни)». Согласно «Деяниям...», Мани положил эти книги в основу своей доктрины (Hegemon. Arch. 62. 6). Многочисленные христ. авторы, опиравшиеся на «Деяния Архелая», давали в своих сочинениях такие же описания манихейского канона, к-рые, однако, могли отличаться в деталях. Так, сир. богослов Феодор бар Кони († ок. 800) перечисляет произведения Мани в ином порядке (Theodor. bar Koni. Lib. Schol. 69. P. 311-318). Cвт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» в целом воспроизводит список, содержащийся в «Деяниях Архелая» (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 2); в другом же фрагменте он предлагает иной вариант манихейского канона: трактат «Таинство Мани», состоящий из 22 книг по числу букв сир. алфавита; «Сокровище»; «Малое сокровище» и соч. «Об астрологии» (Ibid. 66. 13). Это сообщение Епифания не вполне точно, поскольку сочинением Мани, включавшим 22 книги, было «Евангелие». Сведения о манихейском «пятикнижии» впервые встречаются в сочинении блж. Августина «Против Феликса манихея» (Aug. Contr. Felic. 1. 14), однако названия всех 5 книг не приведены; известно лишь, что в данный список входили «Основное послание» и «Сокровище» (Ibidem).
Самый полный в греч. традиции список манихейской лит-ры, к-рый практически полностью совпадает с каноном «священного писания» по версии самих манихеев, содержится в сочинении клирика храма Св. Софии пресв. Тимофея Константинопольского (VI в.) «О приходящих в Церковь» (CPG, N 7016; изд.: PG. 86. Col. 11-74): 1) «Живое Евангелие» (Τὸ ζῶν Εὐαγγέλιον); 2) «Сокровище жизни» (῾Ο θησαυρὸς τῆς ζωῆς); 3) «Собрание писем» (῾Η τῶν ἐπιστολῶν ὁμάς) Мани; 4) «Книга таинств» (῾Η τῶν μυστηρίων); 5) «Семисловие Алогия» (῾Η πτάλογος ᾿Αλογίου); 6) «Книга молитв» (῾Η τῶν εὐχῶν); 7) «Кефалайя» (῾Η τῶν κεφαλαίων); 8) «Прагматейя исполинов» (῾Η τῶν γιγάντων πραγματεία) (Tim. Const. De recept. haer. 86. Col. 21). Высокая степень достоверности характерна также для сведений араб. авторов (в т. ч. аль-Якуби, ан-Надима, аль-Бируни), читавших труды Мани. Все араб. авторы, писавшие о М., упоминают среди манихейских сочинений кн. «Шапуракан», неизвестную греч. и лат. авторам. В целом Тимофей и авторы-мусульмане знают манихейский канон практически в том же виде, в каком он сохранился в оригинальной лит-ре приверженцев М. (Хосроев. 2007. С. 71-87). Списки «канонических сочинений», приведенные в собственно манихейских текстах, содержат 7 книг (подробнее о «канонических» и «неканонических» книгах М. см.: Tardieu. 2008. P. 34-50; Смагина. 2011. С. 80-90).
1. «Евангелие» («Живое Евангелие», «Великое Евангелие», «Евангелие святейшей надежды»), основное произведение Мани, содержавшее 22 главы по числу букв сир. алфавита. Отрывки сохранились в составе турфанских фрагментов, а также у христ. и мусульм. авторов. Кёльнский манихейский кодекс содержит 3 цитаты из «Евангелия». В 1-й Мани называет себя «апостолом Иисуса Христа по воле Бога, Отца истины», Который даровал ему откровение, и сообщает, что написал этот труд, чтобы «изложить в нем все высшие таинства»; согласно фрагменту, приводимому аль-Бируни, Мани объявил себя «Утешителем, о Котором возвестил Христос». Во 2-м фрагменте из Кёльнского кодекса основатель М. заявляет о своей готовности явить новое откровение, если соблаговолит Отец истины. Согласно 3-й цитате, надежда и истина были даны Мани через его «сотоварища». Термин «Cотоварищ» (Σύζυξ, Σύζυγος) используется в манихейских текстах, как правило, для обозначения эманации Разума света, являющейся «апостолу»; в «Псалмах Бемы» он отождествляется с Христом. По всей видимости, прототипами «Сотоварища» являются ангелы-толкователи (angeli interpretes), играющие важную роль в рамках жанра апокалиптики, в т. ч. в библейской Книге пророка Даниила. Поскольку манихеи активно использовали «Евангелие» в своей миссионерской деятельности, уже при жизни Мани оно было переведено на греч., среднеперсид. и парфянский языки.
2. «Сокровище жизни» представляет собой первое систематическое изложение манихейской доктрины, составленное в форме апологии. В 2 фрагментах, приводимых аль-Бируни, говорится о небесных силах, или ангелах («стражах», ср.: Дан 4. 10); они отличаются между собой служением, к-рое им поручил «Третий посланник» (одна из эманаций Отца величия, к-рая отделяет свет от мрака в области их смешения). Отрывки из сочинения также цитируют блж. Августин (Aug. Contr. Felic. 2. 5) и Эводий из Узалиса (Evodius Uzalensis. De fide contra Manichaeos // PL. 42. Col. 1142-1144; трактат «О вере против манихеев» (CPL, N 390) ранее ошибочно приписывался блж. Августину, к-рый также цитирует указанный выше фрагмент в соч. «О природе блага против манихеев» (Aug. De natura boni. 44)).
3. «Книга таинств». О содержании известно из сообщения ан-Надима, к-рый перечисляет названия 18 глав трактата. Одной из основных целей Мани при его составлении была полемика со сторонниками Бардесана. По всей видимости, труд был составлен в период наиболее интенсивных контактов Мани с христ. общинами Сирии и Месопотамии (60-70-е гг. III в.).
4. «Прагматейя». Греч. слово πραγματεία имеет широкий спектр значений (LSJ. 1996. P. 1457-1458), среди к-рых следует особо отметить следующие: 1) «дела, занятия»; 2) «трактат»; 3) «толкование, трактовка»; 4) «легенды, исторические повествования»; Х. Я. Полоцкий указывал на то, что в данном случае термин πραγματεία является техническим термином для обозначения трактата (Manichäische Handschriften der Sammlung A. Chester Beatty / Hrsg. H. J. Polotsky. Stuttg., 1934. Bd. 1: Manichaische Homilien. S. 25). Поскольку сохранилось лишь незначительное число цитат из сочинения, в исследовательской литературе было высказано несколько предположений о содержании книги. По мнению К. Шмидта и Полоцкого, «Прагматейя» представляла собой сочинение «практически-этического содержания» (Schmidt C., Polotsky H.-J. Ein Mani-Fund in Ägypten: Originalschriften des Mani und seiner Schüler. B., 1933. S. 39). М. Тардьё, проводя параллель между повествованиями о Троянской войне (Τρο